ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(8 817-49) 2-13-29
1 2 3 4
   Взрослым бывает трудно понять, как лучше всего разговаривать с ребенком, у которого есть серьезные неврологические нарушения. Психолог Эми Леттик предлагает несколько рекомендаций, которые позволят улучшить коммуникацию всем людям, которые общаются с ребенком.
 
  1. 1.Первое и самое главное правило – вежливость!
     Каждый человек заслуживает уважения и вежливого обращения, независимо от своих ограничений и возможностей. Не надо рычать на ребенка и одергивать его. Не надо использовать оскорбительных или унижающих его достоинство слов. Не говорите ребенку то, что вам было бы неприятно услышать в свой адрес. Следите за своей интонацией. Даже если ребенок не может понять смысл ваших слов, он поймет недружелюбный тон. Если не можете проявить понимание и сочувствие в своей речи, то вам вообще не стоит работать с детьми. И если когда-нибудь вы поймаете себя на том, что выходите из себя, задайтесь вопросом: «Что я почувствую, если завтра проснусь и стану этим ребенком, если завтра у меня появятся все его проблемы и ограничения, и они останутся до конца жизни?» И пусть ответ на этот вопрос поможет вам никогда не терять уважения к этим детям.
  1. 2.Проявляйте максимальную экономию слов.
         Не надо топить ребенка в своей речи. Не нужно говорить: «Аня, дорогая, подойди-ка сюда и сядь вот здесь, неподалеку от меня». Лучше сказать, просто: «Садись». Ребенку может быть сложно воспринимать речь на слух. Чем короче, тем лучше. Возможно, вы когда-то пытались изучить иностранный язык. Вы могли понять речь другого человека на этом языке, только ориентируясь на определенные ключевые слова. Если вам не удавалось определить опорные слова, весь смысл терялся. Точно также с этими детьми, если вы откажетесь от «пожалуйста» и «спасибо», то это не будет грубостью, вы просто оставите скелет того, что вам нужно сказать.
3. Если даете ребенку инструкцию, не надо спрашивать: «Ты хочешь?» Просто дайте инструкцию.
В противном случае ребенок имеет право дать отрицательный ответ, либо ребенок не сможет сделать выбор и вообще никак не отреагирует.
4. Всегда оставляйте паузу на восприятие речи.
     Помните, что ребенок не сможет воспринимать речь так же быстро, как вы говорите, поэтому делайте паузы, оставляя время на понимание того, что вы сказали. Скажите то, что должны сказать, один раз. Подождите примерно семь секунд. Затем повторите те же самые слова, если ребенок не отреагировал. Если он все еще пытается понять, что вы сказали, а вы тут же повторитесь, то он может запутаться. Возможно, сначала он понял первые несколько слов, а во второй раз поймет остальные слова. Если после того, как вы повторили предложение второй раз и сосчитали про себя до семи, ребенок все равно не реагирует, и если при этом все указывает на то, что он вас слушает и пытается понять, то помогите ему сделать то, о чем вы его попросили, и снова повторите изначальное сообщение. В этом случае вы учите его значению того, что вы говорите.
       Если он не смотрит, то, скорее всего, вы не получите от него адекватного ответа. Вы должны постоянно отслеживать направление взгляда ребенка.
6.   Лучше сказать «Делай так», чем «Не делай так».
       Когда вы говорите «не», то вы не предоставляете ребенку никакого альтернативного действия. Вместо «Не надо бегать по комнате» лучше сказать «Сядь на стул».

7. В случае опасности или экстренной ситуации, не надо полагаться на реакции ребенка.

         Просто схватите ребенка как можно скорее. Никогда не рассчитывайте, что ребенок поймет ваши инструкции в экстренном случае, вы должны сделать все за него. Поговорите с ребенком потом, если нужно.

8.   Всегда обращайтесь к ребенку одинаково.
         Он не может быть Джимом сегодня, Джимми завтра, дорогим после завтра и Джеймсом через неделю. Он должен запомнить одно слово, которое обозначает его самого.
9. Узнайте, в какой модальности ребенку проще всего воспринимать информацию.
         Если ребенок лучше всего воспринимает информацию на слух, то нужно больше с ним говорить. Если он лучше воспринимает зрительную информацию, то нужно использовать больше иллюстраций и наглядных материалов. Если ребенок лучше учится c помощью собственных действий, то нужно добавить ему движения в обучение. Если хотите улучшить его восприятие в какой-то модальности, то это отдельная работа. Если же вам нужно, чтобы он усвоил какую-то конкретную информацию, то не надо заставлять его тратить всю энергию на восприятие, лучше, если у него останутся силы на то, чтобы применить эти знания.
10. Пусть ваш голос будет приятным, но твердым.
       Нет нужды захлебываться от восторга, работая с ребенком. Слово «Хорошо», произнесенное теплым, ровным тоном, скорее всего, достаточно порадует ребенка.
11.   Говорите тихо.
       Если будете повышать тон, то и ребенок будет делать то же самое. Даже если вы делаете замечание ребенку, эффективнее сделать это очень тихо, почти шепотом, чем кричать.
12. Не говорите быстро.
       Если хотите, чтобы ребенок что-то сделал, то он не сделает этого быстрее,   если вы ускорите речь.
13. Наконец, как бы вас ни раздражали дети с такими особенностями, помните, что они такие, какие есть, и это не их выбор.
       И если когда-нибудь вы поймаете себя на том, что выходите из себя, задайтесь вопросом: «Что я почувствую, если завтра проснусь и стану этим ребенком, если завтра у меня появятся все его проблемы и ограничения, и они останутся до конца жизни?» И пусть ответ на этот вопрос поможет вам никогда не терять уважения к этим детям.

        Сегодня в нашей стране все громче и тревожнее звучат голоса: «Осторожно – наркотики!» Несмотря на принимаемые меры, наркоманов становится все больше. А ведь не так давно мы считали, что такое может быть где угодно, но не у нас. «Наркоман!» - это слово стало уже обычным в нашем лексиконе. Что же за ним? За этим – искалеченные жизни, сломанные судьбы, отчаяние, страх, боль, смерть и преступление!

          Очень многое, если не основное, зависит от родителей, от семейного климата и взаимоотношений в семье. Там, где существует опасность приобщения детей к наркотикам, как никогда актуальна простая и банальная истина: «Дети требуют внимания!». Эта аксиома, казалась бы, известна всем. Но, как часто мы забываем о ней в суете будничного труда и заботах. А ведь именно с общения с родителями начинается процесс воспитания детей, усвоения ими всего хорошего и полезного.

МАМЫ И ПАПЫ!

По возможности и старайтесь чаще беседовать с детьми на самые различные темы, особенно на те, которые в данный момент представляют для них наибольший   интерес. О чем бы вы ни говорили с детьми, постарайтесь, ненавязчиво дать им хотя бы один совет из области соблюдения правил личной безопасности.

Если есть опасность приобщения к наркотикам вашего ребенка, необходимо немедленно принимать все меры против этого.

Будьте настоящим другом своему ребенку, если у него уже возникли проблемы с наркотиками, помогите ему принять решение, убедите обратиться за помощью!

Не каждый, кто пробует наркотики, обязательно станет наркоманом, но совершенно бесспорно, что каждый, кто уже привык к ним, начал с того, что однажды попробовал наркотик.

Коварная особенность наркотика заключается в том, что организм человека, принимающего это вещество, неоднократно, в течении некоторого времени перестает реагировать на принимаемую дозу и требует постоянного ее увеличения.

Относительно продолжительное употребление наркотиков порождает пагубную привычку к этим веществам – человек становится наркоманом.

Одно из самых опасных действий наркотика на организм заключается в том, что он способен в самые короткие сроки сформировать жесткую зависимость состояния человека, его физического и психического самочувствия от употребления препарата.

 

ЧТО НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ ПОДОЗРЕВАЕТЕ, ЧТО ВАШ РЕБЕНОК УПОТРЕБЛЯЕТ НАРКОТИКИ?

Если вы обнаружили у вашего ребенка наркотические средства, предположите самое худшее - что он пристрастился к наркотикам. Приглядитесь к его поведению. Некоторые поступки могут являться своего рода предупреждением об опасности, хотя могут отражать и нормальные возрастные изменения подростка.

Постоянно наблюдайте за поведением своего ребенка. Резкие изменения в его поведении должны насторожить вас. Незаметно проверьте, нет ли других объективных признаков употребления наркотиков. Лучше перестраховаться. Это поможет вам своевременно заметить беду, когда еще можно поправить положение.

Особенно будьте бдительны в отношении друзей вашего ребенка. Узнайте о них как можно больше. Постарайтесь увидеть или познакомиться с их родителями (например, на родительском собрании в школе). В любом случае не стесняйтесь говорить с детьми о проблемах, с которыми может столкнуться человек, потребляющий наркотики (медицинскими, нравственно- этическими, юридическими и т.п.).

Если вы уверены, что ваш ребенок употребляет наркотики, скажите ему прямо о вашем беспокойстве и его причинах. Твердо заявите ему, что вы против употребления наркотиков и намерены вмешаться в ситуацию.

Если вы не встречаете понимания или сталкиваетесь с негативной реакцией, необходимо прибегнуть к помощи специалиста- нарколога.

Не откладывайте решительных действий. Если имеются явные   признаки потребления наркотиков ребенком, обращайтесь за профессиональной помощью.

Своевременное вмешательство взрослого в ситуацию важно потому, что дети живут целиком по принципу «здесь и теперь» и не думают о будущем.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УПОТРЕБЛЕНИЕ, ХРАНЕНИЕ И

РАСПРОСТРАНЕНИЕ НАРКОТИЧЕСКИХ   ВЕЩЕСТВ

Статья 6.8 Кодекса об административных правонарушениях РФ

Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление   наркотических средств или психотропных веществ либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Статья 6.9 Кодекса об административных правонарушениях РФ

Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, либо невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические вещества или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Статья 228.1 Уголовного Кодекса РФ

Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в значительном размере, а также незаконное приобретение, хранение, перевозка без цели сбыта растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, в значительном размере

- наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до четырех сот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Статья 228.1 Уголовного Кодекса РФ

Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих   наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

О БУДУЩЕМ ДОЛЖНЫ ПОДУМАТЬ ВЫ!

РЕБЕНОК УЧИТСЯ ТОМУ, ЧТО ВИДИТ У СЕБЯ В ДОМУ

 

     Мы умиляемся, когда трехлетний малыш и пытается   поставить швабру   на   место. Отбираем: «Ты хозяин, но пока еще маленький».   А в 7 лет он уже к швабре равнодушен, в 10-12 может вообще заявить: «Не буду! Я что у вас, раб!»   Как же научить ответственности, как приучить к домашним делам? А для начала обратите   внимание на взаимоотношения в семье.

          Дети очень подражательны и наблюдательны. Например, функция папы заключается в том, что он, приходя с работы, бросает в коридоре сумку, его грязные ботинки стоят поперек всей прихожей, а он проходит в комнату (иногда, заметим, и руки не моет) и упирается глазами в телевизор. Через час приходит (вернее, притаскивается) мама с сумкой и пакетом, ставит на место ботинки, сумки, и вперед - на кухню. Ей не до телевизора. Ей надо ужин готовить для семьи. Если все же именно так, то от сына ждать помощи по дому бессмысленно! Ладно, если мама ворчит, но если же она доброго слова не скажет ни о ком…   А о ком говорить, если муж – лодырь, пьянь, рвань, свекровь – зануда, соседи - придурки и все это слышит дочка, то не ждите доброжелательного отношения от нее к окружающим. Да и к себе – тоже.

          Поэтому надо всегда помнить избитую фразу: «Дети берут пример со взрослых». И видеть – то бы ребенку надо заботу друг о друге, а   не только о нем, маленьком и беззащитном. Он и так эту заботу воспринимает, как само собой разумеющееся (что, кстати, с точки зрения психологии, совершенно правильно, пока ребенок маленький). Ребенку надо демонстрировать заботу папы о маме мамы о бабушке: «Наша мама   сейчас придет с работы усталая, давай- ка мы поможем ей – тарелки поставим, хлеб нарежем, салат сделаем». «Наша бабуля мерзнет, давай ей сошьем с тобой теплые тапочки». Ребенок обязательно включится в эту увлекательную программу «Помощник»- дети не очень любят работать, но зато он очень любят помогать. А еще ребенок должен видеть результат своего труда: вот посуда была грязная – помыли - стала чистая. Вот обувь была нечищеная, не прибрана – навели в прихожей порядок, и сразу стало уютно, чисто!

          Не отталкивайте малыша, если он стремится вам помочь. Ясное дело, посуду, как вы, он не помогает, и обувь так не почистит, но если он не будет в этом упражняться, он не научится. Да еще и скажет: « У нас посуду мама только моет». И не бойтесь разбитых чашек и крошек после веника – вы – то тоже, поди, не сразу научились чисто пометать? Ведь ребенок старается, и не специально тарелку разбил, а потому что еще навык не отработан! Не ругайтесь, а лучше похвалите. За усердие.

          Но не заиграйтесь и нее превращайте это в игры под настроение. Ребенок должен видеть и наблюдать заботу родителей друг о друге ПОСТОЯННО. И, возможно, такой стиль общения станет вашим обычным образом жизни. Тогда не надо будет спрашивать: «А как научить ребенка к домашним делам?» Он будет сам все делать. Ведь он же «хозяин».

          Возможно, какие – то дела ребенку нее по душе. Ну вот вы не любите, например, гладить белье, а он, может, не любит пылесосить. Постарайтесь учесть это обстоятельство.

          Конечно, всем нам приятно, когда мама с дочкой возятся на куне- «помощница –хозяюшка растет». Ну а папа с сыном стучат молотком или ковыряются в машине – «настоящий мужик растет».

          И не забывайте хвалить. Хвалить не так: «Ой, ну, молодец, молодец!» Хвалить не за то, что ребенок сделал, а за то, что он вам ПОМОГ. А, значит, у вас теперь больше времени и сил, чтобы с ним поиграть, чтобы почитать книжку и чтобы просто мама могла полежать и отдохнуть. Ведь она это заслужила!

В целях проведения системной информационной кампании по профилактике суицидов, подростковой агрессивности и жестокого обращения в отношении несовершеннолетних, пролпаганде ответственного родительства и семейных ценностях просим обратить внимание на следующие материалы:

 

«Подростковая агрессия». Цикл видеороликов "Школа родителей" (версии 30 и 15 секунд) https://cloud.mail.ru/public/EhbL/mzmPuBuW8
2. макеты наружной рекламы (размер А4)https://cloud.mail.ru/public/G4Qx/NB1EUD6Nz
3. макет плаката "Диалоги" (размер А4);https://cloud.mail.ru/public/7bG8/ThQPgNqFp
4. Видеоролик "Сказки" (версии 30, 15, 5 сек);https://cloud.mail.ru/public/D88R/hXMvkis5f
5. Видеоролик "Ваза" (версии 30, 15, 5 сек), https://cloud.mail.ru/public/Fedm/F3efrqwtb
6. макет плаката "Ваза" (размер А4).https://cloud.mail.ru/public/EaGZ/xJ99xpMfz

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ
 
Главным институтом воспитания ребенка является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания в том, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. У тревожных родителей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтоб отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка свести к минимуму. Особенно этот вопрос важен для замещающей семьи.
Взаимодействие ребенка с приемными родителями, чаще являться не первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Однако нужно помнить что, несмотря на возможный негативный опыт, полученный ребенком в неблагополучных социальных условиях, новая семья формирует и закрепляет определенные модели поведения с другими людьми и играет решающую роль в формировании личности ребенка. Поэтому приемным родителям необходимо ознакомиться с особенностями развития и воспитания ребенка в определенном возрасте, владеть способами правильного общения с детьми, для создания благоприятного психологического климата. Особое внимание необходимо уделить детям, которых называют « гиперактивные». Исследования ученых в данной области привели к выводу, что причиной нарушения поведения является дисбаланс процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Причинами могут быть нарушения при внутриутробном развитии, родовые травмы, асфиксии новорожденных, токсикозы, инфекционные заболевания матери, заболевания в течение первых лет жизни ребенка. Основные признаки гипердинамического синдроиа – отвлекаемость и двигательная расторможенность. Такой ребенок импульсивен. Действует он, не задумываясь о последствиях, хотя о «плохом» не замышляет. Он легко переносит наказания, не помнит обиды, не держит зла, поминутно ссорится со сверстниками и тут же мирится. Это самый шумный ребенок в детском коллективе, в семье. Самая большая проблема гипердинамичного ребенка - отвлекаемость. Учеными был выделен синдром – дефицит внимания с гиперактивностью. Первые проявления гипердинамического синдрома можно заметить уже в младенческом возрасте, но пик проявлений приходится на 6 - 7 лет. В благоприятных случаях при адекватной системе обучения, воспитания и коррекции, к подростковому возрасту имевшиеся симптомы сглаживаются. Бездействовать при гипердинамическом синдроме не рекомендуется, потому что, кроме основных проявлений могут развиваться и вторичные: наличие проблем с успеваемостью, заниженная самооценка, плохая адаптация в группе сверстников.
 
Советы родителям гиперактивных детей:
1. В отношениях с ребенком придерживайте позитивную установку. Хвалите по каждому случаю, когда он этого заслуживает. Это помогает укрепить уверенность ребенка в своих силах.
2.Избегайте повторения слов « Нет» и « Нельзя».
3.Говорите спокойно, сдержанно. Окрики возбуждают ребенка.
4.Давйте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
5.Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, раскрашивание, чтение, настольные игры и т.д).
6.Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.
7.Избегайте по возможности, скопления людей. Пребывание ребенка в магазинах, на рынке и других общественных местах, оказывает на ребенка чрезмерное стимулирующее действие.
8.Избегайте беспокойных шумных детей, сверстников.
9.Оберегайте ребенка от утомления, т.к. оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
10.Давайте ребенку расходовать избыточную энергию. Полезны ежедневные прогулки на свежем воздухе, игры, спортивные занятия.
11.Дома для ребенка следует создать спокойную обстановку. В идеале – предоставление отдельной комнаты ребенку.
12. Старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Недостаток сна ведет к еще большему ухудшению внимания и самоконтроля.
13.Спокойствие родителей – лучший пример для ребенка.

КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ  ВЫПАДЕНИЕ РЕБЕНКА ИЗ ОКНА

Современное окно стало причиной несчастных случаев с детьми – ежегодно с наступлением весны отмечается рост несчастных случаев, которые связаны с выпадением маленьких детей из окон.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!     ЗАПОМНИТЕ 7 ПРАВИЛ,

ЧТОБЫ НЕ ДОПУСТИТЬ НЕЛЕПОЙ ГИБЕЛИ ВАШЕГО РЕБЕНКА!

1 ПРАВИЛО: Не оставлять окно открытым, поскольку достаточно отвлечься на секунду, которая может стать последним мгновением в жизни ребенка или искалечить ее навсегда.

2 ПРАВИЛО: Не использовать москитные сетки без соответствующей защиты окна. Ребенок видит некое препятствие впереди, уверенно упирается на него, и в результате может выпасть вместе с сеткой, которая не рассчитана на вес даже годовалого ребенка.

3 ПРАВИЛО: Не оставлять ребенка без присмотра, особенно играющего возле окон и стеклянных дверей.

4 ПРАВИЛО: Не ставить мебель поблизости окон, чтобы ребенок не взобрался на подоконник.

5 ПРАВИЛО: Не следует позволять детям прыгать на кровати или другой мебели, расположенной вблизи окон.

6 ПРАВИЛО: Тщательно подобрать аксессуары на окна. В частности средства солнцезащиты, такие как жалюзи и рулонные шторы должны быть без свисающих шнуров и цепочек. Ребенок может с их помощью взобраться на окно или запутаться в них, тем самым спровоцировать удушье.

7 ПРАВИЛО: Установить на окна блокираторы, препятствующие открытию окна ребенком самостоятельно.

ПОМНИТЕ! Только бдительное отношение к своим собственным детям со стороны вас, РОДИТЕЛЕЙ, поможет избежать беды!